СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВОЛОНТЕРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ: ВОЛОНТЕРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО

Аннотация: В статье проанализированы содержание и форма волонтерского труда в современной России, который начал формироваться в 1990-е годы с возникновением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В
связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации волонтеры
стали незаменимы, волонтерское движение продолжило развиваться. Появились люди, которые добровольно готовы потратить
свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Ключевые слова: волонтер, труд, молодежь, волонтерство,
воспитание, доброволец, волонтерское движение.

Всеобщие изменения различного характера (социальные, экономические, политические
и культурные), происходящие в современной России, предъявляют новые требования
к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Развивающемуся обществу
нужны инициативные люди, способные самостоятельно принимать решения в различных
ситуациях, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и конструктивностью,
обладающие чувством ответственности за судьбу общества, в котором они живут.
В связи с этим особую значимость приобретает вопрос развития социальной активности
молодежи.
Следует отметить, что в советской России труд являлся главной ценностью и своеобразным
культурным индикатором при оценке социальной значимости конкретной личности.
Звание «человек труда» являлось одной из значимых характеристик, обеспечивающих
общественное превосходство над представителями иных социальных слоев.
Идеология приравнивала трудовые подвиги к военным. Дублировались высшие государственные
награды (Герой Советского Союза – Герой Социалистического Труда). В
качестве аналога высшей солдатской награде Великой Отечественной войны – ордену
Славы – был учрежден орден Трудовой Славы. В народе ходило выражение: «Из одного
металла льют медаль за бой, медаль за труд» [1].
После распада СССР ценность трудовой деятельности была отодвинута на задний
план. Это объясняется в первую очередь тем, что в эпоху рыночных преобразований
большинство трудовых специальностей перестали быть престижными и достойно оплачиваемыми.
В современной России одним из наиболее прогрессивных и достаточно распространенных
видов трудовой деятельности является волонтерство, представляющее собой
общественное движение, объединяющее все большее количество молодых людей.

Современные педагоги, социологи, психологи, философы
и другие специалисты считают, что добровольная
социальная деятельность молодежи сегодня не только
помогает решить многие социальные проблемы общества,
но и способствует развитию социально-значимых
качеств молодых людей, формированию у них активной
жизненной позиции. Именно поэтому исследование воспитательных
возможностей волонтерства приобретает
особую важность.
Таким образом, актуальность исследования определяется
сложившимися противоречиями между следующими
явлениями: растущая роль волонтерского движения
в развитии общества и недостаточная теоретическая разработанность
данной проблемы; потребность современного
общества в активной молодежи и недостаточное
использование воспитательных возможностей волонтерства;
необходимость развития социальной активности
молодежи, без которой невозможно всестороннее преобразование
российского общества, и недостаточная
разработанность научно-методического обеспечения
основ волонтерского движения.
Наиболее широкое понимание феномена трудовой
деятельности заложено классиками социологической
науки (А. Смит, Г. Гегель, Г. Зиммель и др.).
Социалисты-утописты считают, что высший социальный
идеал – свободный труд свободных людей. Так, Оуэн,
Сен-Симон, Фурье оценивали трудовую деятельность, как
определенную форму наслаждения и получения удовольствия,
а также самореализации. Т. Компанелла,
Т. Мор и ряд других ученых, доказывали, что трудовая деятельность
является главной жизненной потребностью людей.
Нравственные принципы, лежащие в основе добровольческого
труда, такие как альтруизм, бескорыстие,
добро, сострадание также рассматривались многими
зарубежными и отечественными учеными. Например,
О. Конт ввел в научный оборот понятие «альтруизм».
В 70–80 гг. XX в. проблема добровольческого труда
изучалась И. Чангли и Д. Маркович, в исследованиях которых
трудовая деятельность и труд выступали как самостоятельный
объект социологии труда.
Вопросы воспитания социальной активности личности
всегда были во внимании отечественных исследователей.
Идеи о воспитании социальной активности подрастающих
поколений разработаны в трудах Н.К. Крупской,
A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого [2].
Такие ученые, как В.М. Басова, Т.В. Дурова, Е.К. Касаткина,
Л.П. Клементьев, И.Н. Орлова, Л.А. Трепоухова рассматривали
социально-педагогические аспекты развития
социальной активности у студентов и школьников [6].
3
В отечественной науке проводятся исследования, в которых
явление социальной активности личности изучается в
плане социализации (A.B. Волохов, М.В. Демиденко,
М.В. Поддубная, Л.С. Яковлев и др.). Причем исследователи
признают, что, несмотря на богатый арсенал методов
воспитания общественно активной личности, используемых
системой образования, важная роль в данном процессе
принадлежит детским и молодежным общественным
объединениям [4].
Педагогические и психологические основы деятельности
молодежных объединений рассматривались C.B. Качалиной,
Г.В. Сабитовой и др. Особенности взаимодействия
участников объединений исследовались Т.П. Вернигоровой,
А.Ю. Кривокулинским. Педагогические условия
самореализации и саморазвития личности в детских и
молодежных объединениях изучались М.Г. Квитковым,
В.В. Ковровым и др. [3, 5].
На настоящий момент имеются результаты ряда основополагающих
исследований, целью которых является изучение
отношения молодежи к социальной деятельности
(Г.Г. Николаев, О.Б. Скрябина, Е.Л. Федотова), поиск
наиболее приемлемых условий и эффективных методов
развития социальной активности личности (Н.В. Бушманова,
И.Д. Гаврильев, Е.М. Карпова, А.Р. Лопатин, О.В. Соловьев)
[8].
Однако, несмотря на значительный интерес ученых и
весомость полученных результатов, аспект развития социальной
активности молодежи в волонтерском движении
не рассматривался. Кроме того, до настоящего времени
не исследованы воспитательные возможности волонтерства,
не разработана оптимальная и эффективная система
развития социальной активности молодежи в условиях
волонтерской деятельности. Также необходимо
осмысление такого феномена, как процесс институционализации
добровольчества [9].
Слово «волонтер» имеет французские корни и означает
«доброволец» или «желающий». До 20 века волонтерами
назывались люди, добровольно поступившие на
военную службу. Однако в 20 веке данный термин стал
более широким, и волонтерами стали называть людей,
добровольно и безвозмездно помогающих тем, кто нуждается
в какой-либо помощи.
Волонтерство как форма добровольной и бескорыстной
помощи появилось давно, однако волонтерство как
особая форма организации людей, безвозмездно помогающих
различным социальным слоям и совершающих
поступки на благо общества, сложилось лишь в прошлом
веке.
22.00.00 – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
4
Волонтерская деятельность, как было сказано, по сути
своей является благотворительной деятельностью и может
осуществляться по различным направлениям: социальная
защита; содействие в сфере науки, образования, культуры;
сохранение исторического и культурного наследия;
экология; профилактика девиантного поведения; пропаганда
здорового образа жизни; правозащитная деятельность.
Цели и смысл движения волонтерства в разных странах
соотносятся с социальным и экономическим уровнем
развития страны и отношением к личности, а также с
осознанием обществом необходимости и возможности
каждого желающего участвовать в социальном обустройстве
своего сообщества, страны.
До революции безвозмездную помощь нуждающимся
оказывали представители российской интеллигенции и
предпринимательского класса. В советском обществе
участие в общественных работах на безвозмездной основе
приобрело принудительный характер. После распада
СССР в России было достаточно трудно привить идеи
добровольчества, поскольку граждане находились в
сложном экономическом положении и отказывались верить
в ценности старого общества, а о какой-либо развитости
гражданского общества не шло и речи [10].
Непопулярность волонтерства в современной России
в настоящее время связана с отсутствием эффективно
работающей нормативно-правовой базы и, как следствие,
с невозможностью стимулировать труд волонтеров.
Также на развитие отечественного добровольчества отрицательно
влияет то, что данная деятельность не засчитывается
в качестве трудового стажа.
В подтверждение того факта, что волонтерство в России
не является популярным феноменом, служат данные
различных исследований. Так, по результатам исследований,
проведенных при поддержке института «Открытое
общество», более 20 % населения крупных городов России
относятся к идее добровольного труда отрицательно,
а 15 % никогда о добровольцах ничего не слышали. Всего
лишь 10 % опрошенных отметили, что польза добровольного
труда – в привлечении интеллектуального потенциала
добровольцев к решению тех или иных проблем. Однако,
несмотря на столь разные взгляды на добровольный труд,
около 60 % респондентов согласны потратить часть своего
времени (в основном – 1–4 часа в неделю) на безвозмездный
труд [7].
Тем не менее, в 2014 году в России приятным образом
удивил тот факт, что большое количество граждан (в
первую очередь молодых людей) добровольно помогали в
организации и проведении Олимпийских и Паралимпийских
игр в Сочи. Тогда было задействовано около 25000
5
волонтеров, из которых больше половины были студентами.
Добровольцы работали по самым разным направлениям.
В данном событии роль волонтеров в целом и, в
частности, добровольной молодежи трудно переоценить.
Сегодня в социальной сфере добровольческий труд
приобретает все большую активность и популярность.
2018 год объявлен президентом России Годом добровольца
и волонтера, что престиж работы добровольцев во всех
сферах и гражданскую активность всех россиян.
Резюме:
Однако, несмотря на активное участие множества
молодых добровольцев в организации Олимпийских игр в
Сочи, уровень развития добровольческой деятельности
среди молодежи, в отличие от ряда развитых стран Азии,
Европы, Северной Америки, в России остается не таким
высоким.
Для развития и создания популярности волонтерской
деятельности, в частности, среди молодежи было бы полезно
перенять опыт развитых стран, создав соответствующую
систему поощрения волонтеров и засчитывая волонтерскую
деятельность в качестве трудовой. Было бы
крайне полезным ввести систему, по которой, например,
год работы волонтером засчитывался за несколько лет
трудового стажа. Помимо этого, следует создать достойное
информационное обеспечение о волонтерской деятельности
и подготовить эффективно действующую нормативно-правовую
базу.
11
КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК. #2 2018 (31)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Гукова И.Н. Молодежное представительство как форма проявления общественно-политической активности молодежи
/ И.Н. Гукова // Apriori: электронный научный журнал. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №1.
2. Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза: монография.
Красноярск, СибГТУ, 2006. – 278 с.
3. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований // Руководство
и лидерство / под ред. Б.Д. Парыгина. Л., 2010. 134 с.
4. Кривопаленко Е.И. Модель педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности обучающихся
в образовательном пространстве // Омский научный вестник — №4 (111),2012. –219-223 с.
5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М., 2007 – 328 с.
6. Лидерство и социальная активность российской молодежи как стратегический ресурс развития общества. Материалы
Международной молодежной научно-практической конференции «Лидерство и социальная активность
российской молодежи как стратегический ресурс развития общества». – Курск: ООО «АПИИТ «Гиром», 2012. –
150 с.
7. Мельникова В.Н., Пушкарева Т.В. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность [Электронный
ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Интернет-портал]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-dobrovolnaya-blagotvoritelnaya-deyatelnost (дата обращения:
26.03.2018).
8. Севалкин И.Ю. Пути формирования лидерства в детско-молодежных объединениях // СПО — №2, 2012 – 41-44 с.
9. Ушкин С.Г. На пути к лучшему обществу, или почему люди становятся активистами? // Мониторинг общественного
мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 33-47.
10. Юсов С.В. Молодежное самоуправление в России: организационно-правовые основы формирования и практика
работы. Ростов-на-Дону, 2013 – 174 с

Badaeva N.N.
Cand. hist. Sci.
Moscow Aviation Institute (National Research University),
Russia, Moscow
n_Badaeva@mail.ru
Osipova N.V.
Cand. sociol. Sci.
Moscow Aviation Institute (National Research University),
Russia, Moscow
nv_osipova@mail.ru
SOCIAL ACTIVITY OF YOUNG PEOPLE: VOLUNTEERING AND VOLUNTEERISM
The article analyzes the content and form of volunteer work in modern Russia, which began to form in the 1990s with the
emergence of non-profit, public and charitable organizations. Due to the growing number of social problems, in solving of
which volunteers became irreplaceable in the current economic situation, the volunteer movement continued to develop.
There are people who are willing to spend their time and energy for the benefit of society or a particular person.
Keywords: volunteer, work, youth, volunteering, education, volunteer, volunteer movement.
Resume: However, despite the active participation of many young volunteers in the organization of the Olympic games in
Sochi, the level of development of volunteering among young people, unlike some developed countries in Asia, Europe
and North America, in Russia remains not so high.
It would be useful for the development and promotion of volunteerism, in particular among young people, to learn from
the experience of developed countries by establishing an appropriate system to encourage volunteers and counting volunteering
as work. It would be extremely useful to introduce a system whereby, for example, a volunteer’s year of service
was counted for several years of service. In addition, it is necessary to create a decent information support about volunteering
and prepare an effective regulatory framework.
Literature:
1. Gukova I. N. Youth representation as a form of manifestation of socio-political activity of youth / In. Gukova / / Apriori:
electronic scientific journal. Series: Humanities. 2013. No. 1.
2. Drygina I. V. Activation of the leadership potential of the student’s personality in the educational process of the University:
monograph. Krasnoyarsk, Siberian State Technical University, 2006. — 278 p.
3. Zherebova N. S. Leadership in small groups as an object of socio-psychological research // Leadership / edited by BD
Parygin. L., 2010. 134 p.
4. Krivoruchenko, E. I. the Model of pedagogical support of the socially oriented activities of students in the educational
space // Omsk scientific Bulletin — No. 4 (111), 2012. – C. 219-223.
5. Krichevsky, R. L. the Psychology of leadership. M., 2007, 328 p.
6. Leadership and social activity of Russian youth as a strategic resource for the development of society. Materials Of
the international youth scientific and practical conference «Leadership and social activity of Russian youth as a strategic
resource for the development of society». — Kursk: LLC «APIIT » girom», 2012. — 150 p.
7. Melnikova V. N., Pushkareva T. V. Volunteering as a voluntary charitable activity [Electronic resource] // scientific
electronic library «Cyberleninka» [Internet portal]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kakdobrovolnaya-blagotvoritelnaya-deyatelnost.
8. Sevalkin I. Y. ways of building leadership in children’s and youth associations // SPO — No. 2, 2012 – p. 41-44/
9. Ushkin SG on the way to a better society, or why people become activists? // Public opinion monitoring: Economic
and social changes. 2016. No. 3. C. 33-47.
10. Yusov S. V. Youth self-g

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *